Сейчас в России проводятся эксперименты по внедрению маркировки пива, биологически активных добавок и антисептиков. Узнайте, как подготовиться к процедуре, что нужно сделать и в какие сроки.
Зачем нужна маркировка пенных напитков?
По данным Минпромторга доля контрафактного пива и другого слабого алкоголя составляет 5-12%. Чтобы снизить этот показатель, контролировать движение товаров и увеличить поступление налогов, Правительство России решило маркировать продукцию. Пока добровольно и в тестовом режиме, затем маркировка станет обязательной.
В итоге выиграют все участники. Каждая бутылка или банка получит свой уникальный код. Магазины в ходе приемки проконтролируют цепочку поставки, госорганы выявят движение (ввод и вывод продукции из оборота), а конечный потребитель сможет проверить подлинность пенного напитка и его срок годности.
Что подлежит маркировке?
В феврале прошлого года Правительством России было принято Постановление №204. В нем указывается перечень продукции, которую необходимо промаркировать. Сюда входит не только пиво, но и другие напитки с низким процентом алкоголя.
Коды Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности (ТН ВЭД) и типы товаров, подпадающих под маркировку:
- 2203 00 010 0 — солодовое пиво в бутылках до 10 л;
- 2203 00 090 0 — остальное солодовое пиво до 10 л (исключая пивные напитки);
- 2203 00 100 0 — солодовое пиво от 10 л;
- 2202 91 000 0 — пиво с 0% содержанием алкоголя;
- 2206 00 310 0 — игристый сидр;
- 2206 00 510 0 — неигристый сидр и до 2 л;
- 2206 00 810 0 — неигристые яблочные и грушевые сидры более 2 л;
- 2206 00 390 1 — другие игристые напитки, приготовленные с помощью брожения, чья крепость не превышает 7%. До 2 л;
- 2206 00 590 1 — те же, напитки, что и предыдущий код, но объемом от 2 литров.
Материал упаковки значения не имеет. Маркировка касается стеклянных бутылок, жестяных банок и пластиковой тары.
Как работать с маркированными товарами?
На любую бутылку наносят уникальный код Data Matrix. Это набор букв и цифр в форме квадрата или прямоугольника. Внешне похож на куар-код, но телефоном его не считаешь.
Последовательность символов состоит из трех частей:
- Код товара из единой международной базы товаров;
- Уникальный серийный номер;
- Криптозащита.
Для размещения DataMatrix потребуется 13х13 см свободного пространства упаковки. До апреля следующего года участники получают коды для пива бесплатно, затем придется платить.
Изготовитель регистрирует этот код в системе «Честный знак». Когда отгружается товар, производитель составляет уникальный передаточный документ и отправляет его покупателю через электронный документооборот. В свою очередь оптовик сверяет коды и заверяет акт приемки усиленной электронной цифровой подписью. Теперь пенные напитки переходят на баланс покупателя, а у производителя они списываются.
Магазин, бар или ресторан заказывает партию у поставщика. Уникальный передаточный документ теперь оформляется для заведения общепита или торговли, происходит приемка. При продаже конечному потребителю отправляется чек в ОФД.
Что касается разливного пива, то сейчас тестируются три варианта фиксации продажи:
- Сведения подаются при открытии кеги.
- Данные отправляются при каждом частичном выбытии.
- Указываются сам факт установки кеги и ее полное использование.
Какой способ окажется более эффективным станет известно в следующем году.
Этапы проведения эксперимента
Отладка процесса по маркировке пива проходит постепенно. Есть ориентировочные сроки, которые периодически переносятся. По данным на момент публикации известны следующие временные промежутки:
- апрель – июнь 2021 года – разрабатывались методические рекомендации;
- июль 2021 года – февраль 2023 года – идет объединение ЕГАИС и ГИС «Честный знак»;
- март 2023 года – старт обязательной регистрации участников в системе маркировки «Честный знак»;
- апрель 2023 года – маркировка пива в кегах станет обязательной для всех;
- октябрь 2023 года – маркировка появится на бутылках в стекле и пластике;
- 15 января 2024 года – изменения коснутся изделий в алюминиевых банках.
- 1 июня 2024 года – обязательная отчетность о продаже товаров.
ЕГАИС и пиво
На сегодняшний день алкогольный рынок контролируется Единой государственной автоматизированной информационной системой (ЕГАИС). Продажа крепкого спиртного отмечается автоматически проведением через кассу и ведением журнала по форме Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка. Что касается водки, коньяка и тому подобных товаров, то на всех бутылках есть своя акцизная марка. Повторить процедуру с пивом не получится из-за высокой скорости розлива. А прибытие и выбытие товара отмечается вручную или с помощью ПО.
Введение обязательной маркировки позволит лучше регулировать оборот пива и ему подобных напитков. При этом обе системы будут работать одновременно. В ЕГАИС вестись учет, а через «Честный знак» будут считываться коды Data Matrix.
Как присоединиться к добровольной маркировке пива?
Стать участником эксперимента по маркировке можно до 2023 года. Для этого вам нужно:
- Иметь актуальный статус ИНН.
- Быть ИП или ООО.
- Подключить онлайн-кассу.
- Зарегистрироваться в ЕГАИС.
- Оформиться в системе «Честный знак».
- Получить усиленную электронную цифровую подпись.
- Заключить договор с оператором электронного документооборота.
Также вам понадобится следующее оборудование:
- сканер 2D;
- принтер этикеток, лучше термотрансферная модель;
- терминал сбора данных;
- касса, поддерживающая формат фискальных данных 1.2.
Компания ЦТО78 поможет вам подготовиться к маркировке пивной продукции. Мы наладим все бизнес-процессы фирмы, обучим персонал и обеспечим вас всем необходимым для работы.