Маркировка упакованной воды
Маркировка упакованной воды
Зачем нужна маркировка упакованной воды
Вода – фундамент деятельности любого живого организма. Здоровье человека в значительной степени зависит от качества потребляемой питьевой воды. Упакованная вода – пищевой продукт. Она должна быть абсолютно безопасна для людей и отвечать строгим требованиям к микробиологическому составу.
В 2020 году в России произведено 6,5 млрд литров упакованной воды. От четверти до трети продаваемой в стране бутилированной воды – подделка. Таковы оценки государственных органов и независимых экспертов. Количество подделок увеличивается в тёплые месяцы года: с апреля по октябрь. Чаще всего фальсифицируют упакованную воду известных брендов. Низкокачественный «фейк» способен причинить существенный вред здоровью.
По сведениям Минздрава и Роспотребнадзора, питьё некачественной воды становится причиной следующих болезней: заболевания мочеполовой системы – 32,3 %; заболевания органов пищеварения – 26,9 %; новообразования, болезни костно-мышечных и соединительных тканей – 25,5 %; заболевания кожи и подкожной клетчатки – 15,3 %.
Обязательная маркировка минимизирует количество нелегально изготовленной воды в бутылках. Граждане смогут самостоятельно проверять подлинность каждой бутылки приобретаемой воды.
Этапы и даты ввода маркировки упакованной воды
- С 1 сентября 2021 года – производители и импортёры этих товаров должны зарегистрироваться в системе «Честный ЗНАК».
- С 1 декабря 2021 года – производители и импортёры обязаны наносить коды Data Matrix на бутилированную минеральную воду.
- С 1 сентября 2022 года – предприятия розничной торговли обязаны продавать маркированную бутилированную воду через кассу, с подачей сведений в «Честный ЗНАК».
- С 1 ноября 2022 года по 28 февраля 2025 года – объёмно-сортовой учёт обязателен для всех участников оборота бутилированной воды. Кроме продаж через онлайн-кассы, им вменяется обязанность указывать в УПД, отправлять контрагентам и в «Честный ЗНАК» сведения о выводе партий товаров из оборота – с указанием кодов групповых и транспортных упаковок. Разрешается не указывать коды каждого экземпляра товара.
Объёмно-сортовой учёт применяется при оптовых закупках/продажах со сменой права собственности, при списании для собственных нужд, из-за утраты/порчи и т. п.
Как продавать упакованную воду
После того, как все этапы маркировки будут запущены, работа с ней для розничного магазина будет выглядеть так:
Приемка. Вы получаете от поставщика партию упакованной воды. Вместе с ней через систему электронного документооборота вам приходит УПД — универсальный передаточный документ от поставщика. В нем содержатся коды маркировки на продукцию.
Подтверждение УПД. Просканируйте коды маркировки на упаковках и в УПД. Если все совпадает, подпишите УПД с помощью ЭЦП. С этого момента право собственности на товар переходит вам: информация об этом уходит в систему «Честный ЗНАК» автоматически. Теперь товар можно продавать.
Продажа. На кассе при продаже воды отсканируйте 2D-сканером код маркировки. Касса автоматически передаст сведения из кода в ОФД, а тот — в «Честный ЗНАК». В системе происходит гашение кода маркировки, и с этих пор молоко считается выбывшим из оборота.
Что нужно магазину для работы с маркировкой
2D-сканер штрихкодов на кассе и в месте приемки. Местом приемки может быть касса, и тогда достаточно одного проводного или беспроводного 2D-сканера.

Терминал сбора данных. Если склад магазина большой или товар приходит крупными партиями, принимать товар на кассе неудобно. Лучше подготовить мобильное рабочее место. Например, с помощью ТСД — терминалов сбора данных. Это карманные компьютеры со встроенным сканером, которые полностью заменяют кассу во время приемки маркированных товаров, а еще помогают быстрее проводить переоценку товаров, инвентаризацию склада, вести учет алкогольной продукции по ЕГАИС.
Онлайн-касса, поддерживающая работу с маркировкой. Как минимум, это означает, что касса должна фиксировать выбытие маркированной продукции и передавать ее код в «Честный ЗНАК». Под это требование подойдет любая касса из нашего каталога.
Договор с ОФД о передаче данных в «Честный ЗНАК». Онлайн-касса передает информацию о коде маркировки не напрямую в «Честный ЗНАК», а через оператора фискальных данных. Если вы уже пользуетесь кассой, то скорее всего договор с ОФД у вас есть. Проверьте, входит ли в него передача сведений о коде маркировки в государственную систему мониторинга маркированных товаров. Если нет, попросите оператора включить эту услугу в ваш договор. Заключить договор с любым оператором фискальных данных можно, приобретая тариф ОФД, в нашем интернет-магазине. Каталог ОФД.
Штрафы за нарушение правил маркировки упакованной воды
Согласно ст. 15.12 КоАП РФ:
- Если маркировка не проставлена: 2 тыс. — 4 тыс. рублей для физлиц, 5 тыс. — 10 тыс. рублей для ИП, 50 тыс. — 300 тыс. рублей для юрлиц.
- Если маркировка проставлена неверно или не содержит перечня необходимых данных: 5 тыс. — 10 тыс. рублей для ИП, 50 тыс. — 100 тыс. рублей для юрлиц.